Два шага к выходу из туннеля.

Главная ошибка руководителя в период падения спроса – заниматься многими важными делами. 

В то время как необходимо сконцентрироваться на двух: ЛИЧНО возглавить продвижение на рынке и ЛИЧНО  контролировать управление дебиторской задолженностью. Сейчас как никогда, высока вероятность потери этих денег.
И только когда станет ясно, что продажи не падают и просроченная дебиторка не растет, можно отвлечься на решение иных вопросов.
Теперь подробнее и не по порядку.
Начну со второго действия, поскольку тут всё просто.

Необходимо:
 максимально полно проверять каждого нового контрагента (специальных сервисов великое множество);
 внимательно изучать договоры и «выторговывать» максимальную защиту от просрочки обязательств;
 не навязчиво напоминать о необходимости выполнения обязательств, еще до возникновения просрочки исполнения;
 после ее возникновения делать это уже навязчиво, но не долго, претензию направлять незамедлительно;
 предпринять меры по принудительному взысканию задолженности.
Вот в общем то и всё.

Теперь о первой, наиболее сложной и важной части антикризисного поведения. Собственно, о продвижении бизнеса.
Осуществляется оно исключительно маркетинговыми инструментами. Их много, но для малого бизнеса наиболее достижимы и реальны два из них:
• сарафанный маркетинг;
• digital- (или цифровой) маркетинг.
Сразу оговорюсь, без нормального, рабочего УТП ничего не получится и пора либо его искать, либо присматривать новый род деятельности.
Итак. Сарафанный маркетинг, несмотря на всю цифровизацию, ничуть не утратил своей значимости и в принципе, бизнесу, работающему на конкрет-ной и небольшой территории, его вполне достаточно. При этом, обладая высокой эффективностью, сарафанный маркетинг не требует значимых вложений, специалистов, особых знаний. Достаточно скачать одноименную книгу Энди Серновица и уже завтра начать применять изложенные там рекомендации.
Что касается интернет-маркетинга, то тут всё несколько сложнее. Но если деятельность осуществляется не там, где все друг друга знают, то развитие бизнеса без него маловероятно.
Здесь основной инструмент – ваш сайт. Если вам хорошо знакомы термины: «Яндекс Директ», «РСЯ», «SEO», «Яндекс Метрика», то читать даль-ше смысла нет. В ином случае потратить еще пять минут, будет не лишним.
Итак, как вы ищите новый товар или поставщика? Наверняка забиваете в поисковик соответствующий товару запрос, и перебираете выданные варианты. Понятно, что так же поступают и те, кому нужен ваш товар. И следует помнить, что 90% покупателей не идут дальше второй страницы. Соответственно количество новых клиентов будет обратно пропорционально вашему месту в поисковой выдаче.
Первое что необходимо сделать, это понять, где вы находитесь. Для того, нужно в режиме «инкогнито» (обязательно), несколько раз (не подряд) зайти в браузер и набрать поисковый запрос, соответствующий вашей деятельности. И если все разы ваш бизнес, где-то там, за горизонтом, то и в реале он скоро туда уйдет. Единственный выход в данной ситуации быстрая настройка контекстной рекламы. И с момента её запуска Яндекс начнет показывать вас на первой странице. Однако помните – неправильная настройка компании приведет к тому, что ваш рекламный бюджет будет сливаться очень быстро и без какого-либо толку.
Что дает правильно настроенная контекстная реклама?
 Почти мгновенный результат.
 Большой охват аудитории.
 Относительное не большие затраты (минимальный бюджет в Ян-декс Директ начинается от 300 рублей).
 Статистика в режиме реального времени.
 Улучшение позиций в органической выдаче.
 Эффективность (объявления видят лишь те пользователи, которые действительно заинтересованы в покупке).
 Аналитика в режиме реального времени.
Сейчас Яндекс максимально упростил настройку и запуск рекламных компаний. Это может сделать практически любой пользователь. Но уверяю вас, простота Яндекса обманчива. Помните: поисковик заинтересован в увеличении не ваших продаж, а своих вам. Поэтому, в любом случае, семантику кампании надо собрать самому. Так же Яндекс, скорее всего, рассчитает вам оптимальны бюджет тысяч в 100, но достаточным может оказаться бюджет в 5 тысяч. Так что, если решили чтобы заниматься контекстом самостоятельно,  потратьте время на самообразование.
Ещё еще одно необходимое действие – подключение Яндекс Метрики. Абсолютно необходимо четко понимать сколько приходит на сайт клиентов, откуда, что там смотрят, сколько времени проводят и т. п. Производится подключение в несколько кликов.
Ну и конечно, однозначно важно повышать свой уровень в интернет-маркетинге. Хотя бы для того, чтобы правильно оценивать подрядчиков. По-верьте на слово: более половины директологов, сеошников, и иных продвиженцев, отваливаются, когда понимают, что потенциальный заказчик разбирается в вопросе.